- Приобретаем необоротные активы: бюджетно-бухгалтерский аспект
Александр Зеленый, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН
В адрес редакции поступило письмо с вопросом: "Бюджетное учреждение (не плательщик НДС), несмотря на финансовые сложности, собирается приобрести в текущем месяце для использования в работе принтер и сканер. Стоимость сканера, включая НДС, составляет 2700,35 грн., а принтера – 3299,20 грн. Имеем ли мы право приобрести эту технику и как ее необходимо учитывать в бухучете по новым правилам?" Итак, ответим на эти вопросы в нашем материале.
Изучаем "особый" бюджетный аспект
Для принятия решения о покупке отдельных материальных активов бюджетникам необходимы две вещи: первая – средства, предусмотренные в смете учреждения, а вторая – отсутствие запрета на их приобретение.
Существует ли запрет на приобретение
Итак, начнем с последней. Так, в прошлом году Правительство постановлением от 01.03.2014 г. № 65 утвердило мероприятия по экономному и рациональному использованию государственных средств. Пунктом 1 Мероприятий № 65 прекращено, в частности, приобретение мобильных телефонов, ноутбуков и бытовой техники. Но возникает вопрос, относятся ли принтер и сканер к бытовой технике и не запрещено ли их приобретение. В пользу того, что приобретать их НЕ запрещено, послужат письма Минфина от 22.05.2014 г. № 31-10040-18-10/12445 и Госказначейства от 04.07.2014 г. № 17-08/659-15588. В них четко указано: запрет относительно приобретения таких средств оргтехники, как компьютеры, а также комплектующих и приборов к ним Мероприятиями № 65 не предусмотрен.
В Мероприятиях № 65 также есть исключение, в частности, относительно запрета приобретения мобильных телефонов, ноутбуков и бытовой техники. Так, нет запрета на их приобретение при условии, что они будут приобретаться за счет средств специального фонда государственного бюджета, полученных на указанную цель как гранты, международная техническая помощь или благотворительные взносы.
Итак, приобрести такую "периферию", как принтер или сканер вполне возможно, но при условии, что на это в смете учреждения будут предусмотрены средства, конечно, по соответствующему КЭКР.
По каким КЭКР осуществляют расходы
Согласно Инструкции № 333 приобретение активов, отнесенных в соответствии с законодательством к основным средствам (далее – ОС) и отдельным прочим необоротным материальным активам, осуществляется по категории 3100 "Приобретение основного капитала". В частности, приобретение оргтехники, компьютерной техники (в том числе приобретение программного обеспечения, предусмотренного вместе с приобретением компьютерной техники) проводится по КЭКР 3110 "Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования".
Итак, специалисты Госказначейства утверждают, что именно по КЭКР 3110 предусматривают и осуществляют расходы на приобретение активов, отнесенных (согласно законодательству) к основным средствам и отдельным прочим необоротным материальным активам, и добавляют: учитываемых на счетах 10 "Основные средства" и 11 "Прочие необоротные материальные активы" (см. письмо от 28.03.2014 г. № 17-08/320-7304).
Для осуществления текущих расходов на приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как основные средства, предусмотрен КЭКР 2200 "Использование товаров и услуг". Фактически по этому КЭКР осуществляется приобретение материалов и предметов, которые не берутся в учет на счет 10 "Основные средства".
Здесь логическим будет вывод: если расходы осуществлены по КЭКР 3110, то их место в учете для необоротных активов на счетах 10 "Основные средства" и 11 "Прочие необоротные материальные активы", если же по КЭКР 2200 – только на счете 11 "Прочие необоротные материальные активы".
Следовательно, исходя из того, в какой счет бухгалтерского учета попадут активы, по тому КЭКР должны быть проведены, а перед тем и запланированы расходы на их приобретение.
Подробнее о целевом использовании средств в случае приобретения необоротных активов расскажет материал "Расходы по назначению и бухучет необоротных активов у бюджетников" (№ 28 за 2014 г.). Правда, опирается этот материал на Положение № 611, утратившее силу, однако он и на сегодняшний день остается актуальным.
Изучаем "обновленный" бухгалтерский аспект
Относит ли законодательство в состав необоротных материальных активов приобретаемые принтер и сканер. Конечно, да. Ведь как первый, так и второй используются (могут использоваться согласно ожиданиям) в работе больше одного года. А подтвердить это несложно, следует лишь заглянуть в их технические паспорта.
По НП(С)БУ в государственном секторе 121 "Основные средства" (далее – НП(С)БУ 121) под ОС подразумеваются материальные активы, содержащиеся для использования их в деятельности для достижения поставленной цели и/или удовлетворения нужд учреждения и используемые, согласно ожиданиям, больше одного года.
Вместе с тем согласно п. 3.2.3 р. 2 НП(С)БУ 121 к малоценным необоротным материальным активам (далее – МНМА) зачисляют предметы, стоимость (без НДС) которых не более 2500 грн. и срок использования которых превышает один год.
Но что по этому поводу говорит Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Согласно ему на субсчете 104 "Машины и оборудование" учитывают, выделяя в отдельную подгруппу, компьютерную технику и ее комплектующие. В их состав, в частности, относят компьютеры, мониторы, периферийное и сетевое оборудование компьютера, которое по стоимости за единицу или комплект относится к основным средствам.
Соответственно, на субсчете 113 "Малоценные необоротные материальные активы" учитывают прочие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 2500 гривен включительно без НДС.
Итак, та компьютерная или "периферийная" техника, которая не попала по стоимостному критерию в МНМА, поскольку ее стоимость составляет больше 2500 грн. без НДС, относится в состав ОС и учитывается на субсчете 104 "Машины и оборудование". Та же, которая попала в МНМА, так как ее стоимость составляет меньше 2500 грн. включительно без НДС, – на субсчете 113 "Малоценные необоротные материальные активы".
Собственно, Америку мы здесь не открыли, ведь такие правила отнесения активов в состав ОС или МНМА существовали и раньше.
Итак, поскольку в нашем случае стоимость сканера (без НДС) составляет 2250,29 грн., то отнести его необходимо в состав МНМА на субсчет 113 "Малоценные необоротные материальные активы". Принтер стоимостью 2749,33 грн. (без НДС) следует отнести в состав ОС на субсчет 104 " Машины и оборудование".
Вместе с этим, начиная с 1 января 2015 года, в учете необоротных активов состоялись серьезные изменения, ведь в первоначальную стоимость объекта основных средств в случае приобретения его за плату включают ряд расходов (п. 5 р. 2 НП(С)БУ 121). А именно:
– суммы, уплаченные поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
– регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
– суммы ввозной пошлины;
– суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются субъекту государственного сектора);
– расходы по страхованию рисков доставки основных средств;
– расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;
– прочие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.
То есть такие расходы, как, к примеру, суммы НДС (не отнесенные в налоговый кредит), транспортные или другие расходы, которые раньше сразу относили на фактические расходы учреждения по соответствующему КЭКР, теперь необходимо включать в первоначальную стоимость необоротных активов. Если же бюджетное учреждение зарегистрировано плательщиком НДС, а сумма НДС относится в налоговый кредит, то эту сумму в первоначальную стоимость необоротного актива (приобретаемого) не включают.
До введения в эксплуатацию необоротных активов их учитывают на счете 14 "Незавершенные капитальные инвестиции в необоротные активы" (см. Порядок применения). Если по стоимостному критерию это ОС, то учитывают на субсчете 141 "Капитальные инвестиции в основные средства", если МНМА – на субсчете 142 "Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы".
После первичного признания объекта необоротного актива как актива его учет ведется по первоначальной стоимости в гривнах без копеек. Фактически после введения их в эксплуатацию, то есть зачисления объектов капитальных инвестиций в состав ОС или МНМА, необходимо осуществить списание копеек.
Говоря языком проводок, принтер стоимостью 3299,20 грн. (в т. ч. НДС 549,87 грн.) в составе ОС учитывают по корреспонденции, приведенной в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Корреспонденция субсчетов
|
Сумма, грн.
|
Дт
|
Кт
|
1
|
Отражена сумма, уплаченная за приобретение принтера
|
141
|
675
|
2749,33
|
2
|
Вместе с тем отражены фактические расходы
|
801, 802
|
402
|
2749,33
|
3
|
Отражена сумма НДС
|
141
|
675
|
549,87
|
4
|
Вместе с тем отражены фактические расходы
|
801, 802
|
402
|
549,87
|
5
|
Зачислен объект капитальных инвестиций в состав ОС (без копеек) (в случае введения в эксплуатацию)
|
104
|
141
|
3299,00
|
6
|
Вместе с тем отражены изменения в капитале
|
402
|
401
|
3299,00
|
7
|
Списаны копейки с приобретенного объекта ОС
|
402
|
141
|
0,20
|
Напомним, что согласно п. 6 р. 4 НП(С)БУ 121 амортизацию ОС (кроме МНМА) бюджетные учреждения начисляют с применением прямолинейного метода.
По какой корреспонденции отражают в учете сканер стоимостью 2700,35 грн. (в т. ч. НДС 450,06 грн.) в составе МНМА, продемонстрируем в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Корреспонденция субсчетов
|
Сумма, грн.
|
Дт
|
Кт
|
1
|
Отражена сумма, уплаченная за приобретение сканера
|
142
|
675
|
2250,29
|
2
|
Вместе с тем отражены фактические расходы
|
801,802
|
402
|
2250,29
|
3
|
Отражена сумма НДС
|
141
|
675
|
450,06
|
4
|
Вместе с тем отражены фактические расходы
|
801,802
|
402
|
450,06
|
5
|
Зачислен объект капитальных инвестиций в состав МНМА (без копеек) (в случае введения в эксплуатацию)
|
113
|
142
|
2700,35
|
6
|
Вместе с тем отражены изменения в капитале
|
402
|
401
|
2700,00
|
7
|
Списаны копейки
|
402
|
142
|
0,35
|
8
|
Начислен износ (амортизация)
|
841
|
132
|
1350,00
|
9
|
Вместе с тем проведена вторая запись
|
401
|
841
|
1350,00
|
Согласно п. 7 р. 4 НП(С)БУ 121 амортизацию на МНМА начисляют в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости – в месяце их изъятия из активов (списания с баланса).
Документальное оформление
Вместе с тем не забываем, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 996 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания.
Итак, для основных средств следует воспользоваться формой ОС-1 (бюджет) "Акт принятия-передачи основных средств", утвержденной пока еще действующим Приказом № 125. Если же типовой формы первичного документа нет (как для МНМА), придется составить такой документ в произвольной форме, но он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми актами. К тому же советуем форму такой "первички" утвердить распорядительным документом об учетной политике.
http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ007567
|