Введен военный сбор с заработной платы и вознаграждений по гражданско-правовым договорам, включаемым в ФОТОпубликован пользователем Planeta Inform в ВС, 08/10/2014 - 14:50
3 августа 2014 года вступил в силу
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII (
далее — Закон № 1621), которым внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе
Налоговый кодекс Украины (
далее — НКУ).
В частности, пунктом 21 раздела І Закона № 1621 подраздел 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» НКУ дополнен пунктом 16
1, согласно которому временно, до 1 января 2015 года, устанавливается
военный сбор.
Плательщиками военного сбора являются лица, определенные пунктом 162.1 НКУ, то есть:
- физическое лицо - резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;
- физическое лицо - нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;
- налоговый агент.
Объектом обложения военным сбором являются доходы в форме заработной платы, прочих поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи
с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры.
Ставка военного сбора составляет
1,5% от вышеуказанного объекта налогообложения.
Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 НКУ (то есть в том же порядке, что и начисление, удержание и уплата (перечисление) НДФЛ), по вышеуказанной ставке.
Ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) военного сбора в бюджет являются лица, определенные в статье 171 НКУ, а именно:
- работодатель, выплачивающий доходы в виде заработной платы в пользу налогоплательщика;
- налоговый агент — для налогооблагаемых прочих доходов из источника их происхождения в Украине;
- налогоплательщик — для иностранных доходов и доходов, источник выплаты которых принадлежит лицам, освобожденным от обязанностей начисления, удержания или уплаты (перечисления) налога в бюджет.
Плательщики военного сбора обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными статьей 176 НКУ, то есть в форме и способом, определенными для уплаты НДФЛ.
Таким образом, из доходов в форме заработной платы, прочих поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам, начиная с начислений (выплат), которые осуществляются (предоставляются) с 03.08.2014 г. (день вступления в силу Закона № 1621), необходимо удержать военный сбор по ставке 1,5% и уплатить в бюджет в сроки и порядке, установленные для уплаты НДФЛ. То есть, военный сбор, как и НДФЛ, уплачивается работодателем (налоговым агентом) одновременно с выплатой дохода, являющегося объектом обложения указанным сбором, а если доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными из кассы, то в течение банковского дня, следующего за днем начисления (выплаты, предоставления) дохода. Если доходы начислены, но не выплачены, военный сбор уплачивается в сроки, установленные законодательством для месячного налогового периода, а именно — не позднее 30 календарных дней после окончания месяца (пп. 168.1.1, 168.1.4, 168.1.5 НКУ).
По информации, предоставленной редакции журнала в устной форме Департаментом доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Украины (
далее — ГФС), если заработная плата за предыдущие (будущие) периоды начислялась (выплачивалась) 3 августа (день вступления в силу Закона № 1621) и позднее, то с нее
необходимо уплатить военный сбор. Но если заработная плата за предыдущие (будущие) периоды начислялась (выплачивалась)
не позднее 2 августа (например, в июле, 1 или 2 августа), то военный сбор с нее
не уплачивается. Например, если работнику
не позднее 2 августа были начислены (выплачены) отпускные, в том числе за отпуск, который предоставляется с 3 августа и позднее, военный сбор с таких отпускных
не уплачивается. «Больничные», начисленные, начиная с 3 августа, в том числе за прошлые периоды (июль и т. п.),
облагаются военным сбором. Зарплата за август, которая начисляется и выплачивается, начиная
с 3 августа, в том числе за рабочий день 1 (2) августа,
облагается военным сбором. Если зарплата за 1 (2) августа выплачивалась с отпускными 1 (2) августа, то она
не облагается военным сбором. Если заработная плата, начисленная в июне, мае 2014 года и других предшествующих им месяцах за работу в этих месяцах, выплачивается
3 августа и позднее, то с нее военный сбор
не уплачивается, поскольку начисление заработной платы осуществлено
до вступления в силу Закона № 1621.
В Общедоступном информационно-справочном ресурсе (
далее — ОИСР), размещенном на официальном сайте ГФС (Миндоходов), на вопрос: "Чи підлягають оподаткуванню військовим збором доходи, нараховані до 03.08.2014, а виплачені після 03.08.2014?", дан такой ответ:
"Статтею 58 Конституції України визначено, що закони та інші нормативно-правові акти не мають зворотної дії в часі, крім випадків, коли вони пом’якшують або скасовують відповідальність особи.
Таким чином, оскільки Закон набрав чинності з 03.08.2014р. і податковий агент зобов’язаний при нарахуванні доходів, визначених у п.п. 1.2 п. 16
1 підрозділу 10 Розділу ХХ Перехідних положень Кодексу утримати військовий збір, нараховані
до 03.08.2014 доходи, але виплачені
після 03.08.2014,
не підлягають оподаткуванню збором".
Объекты начисления военного сбора такие же, как и объекты НДФЛ, поэтому «больничные», выплачиваемые как за счет работодателя, так и за счет ФСС по ВУТ,
облагаются военным сбором (как и НДФЛ). Пособие по беременности и родам
не облагается военным сбором и НДФЛ (пп. 165.11 НКУ).
Фонд оплаты труда, в том числе заработная плата, определяется согласно Закону Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР
с учетом норм НКУ касательно налогообложения отдельных выплат. При определении объекта обложения военным сбором, как нам сообщили, ГФС уже
не будет учитывать нормы о составляющих фонда оплаты труда Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5 (
далее — Инструкция № 5), поскольку они по некоторым выплатам не совпадают с объектами обложения НДФЛ, установленными НКУ. Например, выходное пособие и как выплата, предоставляемая в соответствии с трудовыми отношениями,
облагаетсявоенным сбором (НДФЛ) в составе заработной платы, хотя по Инструкции № 5 это пособие не включается в ФОТ. Но в отличие от НДФЛ, база начисления военного сбора
не уменьшается на единый социальный взнос (
далее — ЕСВ) и другие удержания. В ОИСР разъяснено, что "оподаткуванню військовим збором підлягають доходи у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв’язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами (виграшу в державну та недержавну грошову лотерею, виграшу гравця (учасника), отриманого від організатора азартної гри)
без вирахування сум податку на доходи фізичних осіб, єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування, страхових внесків до Накопичувального фонду, у випадках, передбачених законом, тощо." База начисления НДФЛ
неуменьшается на сумму военного сбора, поскольку
не внесены изменения в пункт 164.6 НКУ. Таким образом, выплачиваемая работникам «на руки» заработная плата определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму ЕСВ, НДФЛ и военного сбора.
При выплате дохода в неденежной форме база начисления военного сбора, как и база начисления НДФЛ,
увеличивается на «натуральный» коэффициент, который предусмотрен пунктом 164.5 НКУ. Он составляет 1,176471 для доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 15%, и 1,204819 для доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 17%.
Касательно обложения военным сбором выплат по граждаско-правовым договорам в ОИСР разъяснено следующее:
"Статтею 2 Закону України від 24.03.1995 № 108/95-ВР «Про оплату праці» визначено структуру заробітної плати, яка включає, зокрема, основну заробітну плату. Основна заробітна плата — це винагорода за виконану роботу відповідно до встановлених норм праці (норми часу, виробітку, обслуговування, посадові обов’язки). Вона встановлюється у вигляді тарифних ставок (окладів) і відрядних розцінок для робітників та посадових окладів для службовців. Оплата праці (включаючи гонорари) працівників, які не перебувають у штаті підприємства (за умови, що розрахунки проводяться підприємством безпосередньо з працівниками) за виконання робіт згідно з договорами цивільно-правового характеру, включаючи договір підряду (за винятком фізичних осіб - суб’єктів підприємницької діяльності),
включається до фонду основної заробітної плати(п.п. 2.1.8 п. 2.1 р. 2 Інструкції зі статистики заробітної плати, затвердженої наказом Державного комітету статистики України від 13.01.2004 № 5). Таким чином, оподаткуванню військовим збором підлягають доходи, отримані за
цивільно-правовими договорами, які належать до
фонду оплати праці."
Таким образом, военный сбор необходимо уплачивать только с тех выплат по гражданско-правовым договорам, которые включаются в
ФОТ, то есть
за выполненную работу или предоставленную услугу, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ (предоставленных услуг).
Не облагаются военным сбором выплаты по ГПД физлицам-предпринимателям в рамках их видов хозяйственной деятельности.
Военный сбор полностью зачисляется в общий фонд государственного бюджета (ст. 29 Бюджетного кодекса Украины). До открытия таких счетов налоговым агентам необходимо военный сбор начислять, а уплачивать (перечислять) — после их открытия. C 7 августа 2014 года открыты счета для зачисления военного сбора в общий фонд государственного бюджета по коду классификации доходов бюджета 11011000 «Військовий збір». Об этом
сообщила Государственная казначейская служба Украины (ГКСУ) на своем сайте. Информация о счетах размещена на
сайтах главных управлений ГКСУ и ГФС в областях и городе Киеве в разделе «Реквизиты счетов». По Донецкой и Луганской областям информация по счетам размещена на сайтах ГУ ГКСУ соответствующих областей.
Информация о счетах в г. Киеве размещена на
сайте ГУ Миндоходов в г. Киеве в рубрике «Бюджетные счета».
Что касается отчетности по военному сбору, то о ней в НКУ
не упоминается, но, как сообщили редакции журнала в Департаменте доходов и сборов с физических лиц ГФС, в Налоговый расчет формы № 1ДФ будут внесены изменения: над основной таблицей будет добавлена строка (строки), в которой (которых) будет отражаться общая сумма начисленного налоговым агентом дохода, с которого уплачивается военный сбор, и общая сумма уплаченного военного сбора. По конкретным плательщикам сумма военного сбора в Налоговом расчете формы № 1ДФ отражаться
не будет. До обновления формы № 1ДФ военный сбор нигде
неотражается, а только уплачивается.
За неуплату военного сбора Законом № 1621 прямо ответственность не установлена, но в этом случае будут применяться нормы статьи 127 НКУ, которой установлена ответственность в виде штрафов за неначисление,неудержание и/или неуплату (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом,до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика.
Кроме вышеизложенных новшеств, правительству предоставлено право устанавливать пропорции распределения ЕСВ между видами общеобязательного государственного социального страхования (между Пенсионным фондом и фондами социального страхования), утвердить на 2014 год бюджеты фондовобщеобязательного государственного социального страхования, а также поручено до 1 октября 2014 годаподать в Верховную Раду Украины законопроект о реформировании системы управления фондамиобщеобязательного государственного социального страхования.
Подробно об уплате военного сбора и прочих новшествах Закона № 1621 будет рассказано в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2014.