ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА - 22 Января 2013 - Сайт для бюджетных учреждений Украины

Сайт для бюджетных учреждений Украины

Главная

Четверг, 08.12.2016, 10:54
|
RSS
Меню сайта
Мини-чат
Главная » 2013 » Январь » 22 » ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА
02:30
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА
С 1 января вступил в силу ряд нормативно-правовых актов, положения которых касаются бюджетных учреждений и организаций. Рассмотрим наиболее важные из них.  

Газета «Бюджетная бухгалтерия» 
№ 02 от 14 января 2013г

 БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Изменения в Бюджетный кодекс

Наиболее существенными изменениями, внесенными в БКУ, являются те, которые внесены Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 16.10.2012 г. № 5428-VI. Заметим, что такие изменения прежде всего направлены на усовершенствование отдельных вопросов формирования и исполнения государственного и местных бюджетов, а также они направлены на согласование норм БКУ с другими законодательными актами Украины.

Рассмотрим их подробнее.

1. Как известно, в ст. 13 БКУ предусмотрено право бюджетных учреждений на получение в дополнение к средствам общего фонда бюджета собственных поступлений, которые включаются в специальный фонд бюджета. В этой статье БКУ также определены группы собственных поступлений и направления их использования.

С 01.01.2013 г. изменился состав второй подгруппы второй группы собственных поступлений. Теперь в эту группу включены средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических и юридических лиц.

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что правовые, организационные и финансовые принципы регулирования общественных отношений, возникающие в процессе отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, которые на них размещены, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости урегулированы Законом Украины «Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных потребностей либо по мотивам общественной необходимости» от 17.11.2009 г. № 1559-VI.

2. В ч. 3 ст. 29 БКУ определены основные источники формирования и направления использования доходов спецфонда Госбюджета, т. е. теперь такие доходы закреплены на постоянной основе непосредственно в БКУ, а не ежегодно в законе о Госбюджете.

3. Упорядочен перечень доходов общего фонда Госбюджета в соответствии Классификацией доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.01.2011 г. № 11 (кстати, с 01.01.2013 г. в нее также внесены изменения, о которых мы расскажем далее). Названия и виды доходов госбюджета и местных бюджетов уточнены с учетом изменений, внесенных в законодательство, в том числе налоговое.

4. Кабмину дано право определять не только порядок подготовки, оценки и отбора программ и мероприятий, которые могут реализовываться за счет средств государственного фонда регионального развития, и порядок использования таких средств, как это было предусмотрено в ст. 241 БКУ, но и условия направления на такую цель части средств местных бюджетов.

В результате таких изменений Кабмин наделяется полномочиями определять порядок использования средств местных бюджетов на соответствующую цель, что не соответствует положениям ст. 143 Конституции Украины, согласно которой территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение, а также требованиям ст. 61 Закона № 280, в которой определено, что органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах (в случае их создания) самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты (ч. 1), а самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и закрепленными за ними на стабильной основе законом общегосударственными доходами, а также правом самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов в соответствии с законом (ч. 4).

Кроме того, в ст. 62 Закона № 280 определенно, что участие государства предусмотрено только в формировании доходов местных бюджетов, которое заключается в гарантировании государством органам местного самоуправления доходной базы, достаточной для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей.

5. Путем внесения изменений в ст. 87 и 91 БКУ определено, что финансовая поддержка общественных объединений осуществляется на конкурсных принципах за счет расходов из Государственного и местных бюджетов Украины для выполнения задач государственной и региональной политики. Однако эти изменения вступят в силу лишь с 01.01.2014 г. Заметим, что ст. 23 Закона Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 г. № 4572-VI, который действует с 01.01.2013 года, предусмотрена финансовая поддержка общественных объединений со статусом юридического лица за счет средств Государственного и местных бюджетов Украины.

6. Благодаря изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 105 БКУ, изменился критерий участия бюджета — получателя субвенции из Государственного бюджета на выполнение инвестиционных программ (проектов) в реализации таких программ (проектов). В частности, таким критерием определен процент от объема субвенции вместо действующего ранее критерия — процент от поступлений бюджета развития.

Такие изменения направлены прежде всего на повышение уровня участия финансового ресурса местных бюджетов в реализации инвестиционных программ (проектов), однако не исключено, что эти нововведения одновременно могут создать значительные риски для бюджета развития местных бюджетов в случае значительных объемов такой субвенции, когда лишь на финансирование одной такой программы может быть использован весь ресурс бюджета развития. Поэтому не исключаем возникновения ситуации, при которой ресурс бюджета развития местного бюджета может оказаться недостаточным для обеспечения его участия в реализации таких программ.

7. Применение подекадных (вместо ежемесячных) нормативов отчислений средств на субвенцию из Госбюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (ст. 1031);

8. Расширение полномочий относительно передачи средств между местными бюджетами на осуществление расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов, а именно: между районными бюджетами, между городскими бюджетами и между областными и районными, городскими бюджетами (ст. 93).

9. Нормирование распределения субвенции из Госбюджета местным бюджетам на проведение выборов депутатов Верховной Рады АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов с учетомст. 61 Закона Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10.07.2010 г. № 2487-VI.

10. Дополнен в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в статью 13 Закона Украины «Об охране детства» относительно усиления социальной защиты приемных семей и детских домов семейного типа» от 17.05.2012 г. № 4723 перечень льготных категорий, которым предоставляются льготы за счет субвенций из госбюджета местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты, детским домам семейного типа и приемным семьям, в которых не менее года проживают соответственно трое или больше детей, а также семьям (кроме многодетных семей), в которых не менее года проживают трое и больше детей, учитывая тех, над которыми установлена опека или попечительство;

11. Ст. 51 БКУ дополнена ч. 11, согласно которой кредиторская задолженность, образовавшаяся на конец текущего бюджетного периода в местных бюджетах по бюджетным обязательствам, взятым по капитальным трансфертам из госбюджета местным бюджетам и средствам государственного фонда регионального развития, в первую очередь должна быть погашена за счет средств госбюджета, предусмотренных в следующих бюджетных периодах на реализацию соответствующих программ и мероприятий.

Также обратим внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в раздел VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, Кабмину предписано до 01.07.2013 г. обеспечить проведение инвентаризации всех нормативно-правовых актов, которые регламентируют применениеотраслевых нормативов при осуществлении расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, в частности относительно сети бюджетных учреждений, педагогической нагрузки, нормативов расходов бюджетных учреждений, и установления минимального и максимального значения таких нормативов в зависимости от объемов финансовых ресурсов. Надеемся, что, имея в запасе достаточно времени, Кабмин не будет особо затягивать с решением этих вопросов и справится с этой задачей в оптимальные сроки.

 

Дата введения нацстандартов в госсекторе перенесена на 2015 год

Согласно ч. 2 ст. 56 БКУ бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики.

Как известно, Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007 — 2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2007 г. № 34, предусмотрено применение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе начиная с 2013 года. Однако дата вступления в силу этих стандартов перенесена на 2015 год в соответствии с приказом Минфина от 17.12.2012 г. № 1343.

Таким образом на сегодняшний день в соответствии с разъяснениями Минфина и Госказначейства (см.письмо Минфина от 16.11.2011 г. № 31-08420-06-25/28307 // «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 8 иписьмо Госказначейской службы от 11.06.2012 г. № 17-10/1396-8078) порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями урегулирован нормативно-правовыми актами Государственного казначейства Украины. Они действуют до того времени, пока в установленном порядке не будут признаны утратившими силу. 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬ

Просмотров: 3706 | Добавил: EVGENIY | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Курс валют
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Поиск по сайту
Copyright MyCorp © 2016 | |